Рады встрече с вами!
Проясним один момент который часто вводит в растерянность людей знакомящихся с нами на разных интернет ресурсах.
Начиналась наша работа с предпринимательской инициативы в виде детской анимационной студии «Мультлаборатория МАХОЛЁТ» (2014 год). Поэтому на всех мультфильмах в youtube именно этот логотип.
Волонтерска же деятельность с детскими центрами «Луч», «Друг», «Огонёк» подтолкнули к оформлению юридического лица АНО ЦРТ «Детский мультпроект» (2015 год).
Весной 2022 года для более системной и специализированной работы мы сделали ребрендинг и переназвали мультлабораторию в школу практической мультипликации.
Беседа с Константином Голошубиным, директором АНО ЦРТ «Детский мультпроект», основателем школы практической мультипликации «Махолёт», основатель формата мультмарафон.
Константин, как Вы пришли в мультипликацию, почему выбрали именно эту профессию?
Есть хорошая фраза: «Все настоящее с нами случается случайно». Я, действительно, очень люблю мультпликацию, но у меня нет такой предыстории, что я с детства смотрел мультики и хотел стать мультипликатором. Я даже представить не мог, что можно стать мультипликатором до 2014 года. Я тогда работал в университете преподавателем, и других организациях, много общался с людьми.
Тогда все жаловались, что детей сложно устроить в сад, поскольку был положительный прирост населения в России за счет высокой рождаемости. Я сопоставил эти факты и решил, что через 5 лет этим детям нужно будет где-то заниматься дополнительным образованием.
Еще тогда я решил заняться устройством детских садов при организациях. И как только я оформил эту идею, бэби-офис – так назывался проект, я попал в бизнес-инкубатор Архитектурно-строительного университета. И там были ребята, они как раз снимали мультфильмы. В течении недели я нашел курсы в рамках большой национального проекта, который запустил Национальный детский фонд, привлекали преподавателей из Союзмультфильма и разных прогрессивных анимационных студий. И я начал учиться. Руководитель проекта убедила меня интегрировать идеи создания детских садов и съемки мультфильмов. И в течение полугода идея мультстудии превратилась из части проекта в самостоятельный проект. В июне 2014 я провел первые мастер-классы.
Как Вы придумываете сюжеты своих мультфильмов?
Я бы не сказал, что я их придумываю. Когда я начинал работу с детьми, я ходил на бизнес-тусовки, у меня был коронная фраза, которая вызывала эмпатию во многих аудиториях: «У вас есть дети – у вас есть проблемы, и мы их решим». И я тогда очень ошибался. Со временем, когда у меня появилась дочь или даже раньше, я пришел к тому что дети – это новые решения, и поэтому у нас в слогане написано «От маленькой идеи к важному решению». Дети часто дарят такие решения. На любом педагогическом собрании, где встретится больше двух педагогов, вы услышите, что дети другие. И это вопрос, который всех заботит. Чтобы понять, какие они другие, нужно позволить им те идеи, которые у них есть, без утрирования, без подгонки под наши взрослые представления приводить к решению. Мультик – это как раз такое решение. Я считаю, что ребенок, который прожил такое решение, перевел его из разряда фантазии в реальность – добавил качества своей жизни.
Для меня существует два направления работы с мультфильмами. Первое направление, где мультипликация – это игра. Я очень любил свой проект «Карман-ТВ», где нужно было снять мультики из того, что у тебя в кармане. Если создание мультфильма требует большой подготовки, то может либо не хватить сил на реализацию, либо зрители могут утратить к нему интерес, потому что для них это будет уже неактуально. А когда ты играешь с вещами и снимаешь здесь и сейчас, то получается такое чудо на глазах у зрителей.
Другая ветвь работы над мультфильмами – это ответ на учебный вопрос. Например, что такое экология. Эту тему мы несколько лет рассматривали с различных сторон. У нас был интересный опыт, мы выиграли грант компании Газпром, и нашей аудиторией стал класс, который 4 года изучал экологию. Но только за счет мультиков у них все полученные ранее знания собираются в одну картинку. Тема экологии – это самый яркий пример.
Есть менее популярные темы, например, у нас был совместный проект с Центром музейной педагогики Томского областного художественного музея, где мы совместили проводимые ими мастер-классы и съемку мультфильмов, в результате чего дети в игровой форме изучили 4 тематических модуля, посвященных искусству — пейзаж, натюрморт, анималистика и портрет.
Мультипликация может все! И мультлаборатория «Махолёт» сосредоточена не на художественной, а на познавательной деятельности. Это могут быть самые разные темы. Мультики – гибкий педагогический инструмент, а мир вокруг – большой и интересный, если его не сужать до рамок телефона.
Какие мультпроекты для Вас представляют особую ценность, запомнились больше других?
— В каждом проекте я исхожу из того, что дети повторяют за нами то, в чем мы сами заинтересованы, поэтому я просто продолжаю заниматься тем, в чем я заинтересован, делая скидку на то, что за мной же пытаются повторить. Это как игра в конструктор.
У меня есть разные темы и целевые группы.
Очень запоминающийся опыт был, когда я начал работать с аутистами. Незадолго до этого я посмотрел фильм «Связь», и я впервые узнал об этой категории. И в 2020 я уже работал с группой аутистов и понимал, чем анимация может им помочь. Они приходили с охотой, для кого-то из них это был отдых. Этому предшествовало несколько проектов. Как только я начал работать с мультипликацией и вышел на государственную поддержку, меня начали приглашать в разные центры. Например, есть центр «Огонек» на ул.Артема 9, там работают с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию, у некоторых есть особые потребности в образовании. Мы работали с разными детьми, там был четырехлетний мальчик Егорка. Я пообещал, что будет «фокус» и на экране игрушечный лошадка выскачет из шляпы. Делается покадровая съемка. Положили лошадку в шляпу — сняли, потом немного вытащили из шляпы – сняли, и так 10 кадров – этого достаточно для 1 секунды ролика. И когда я вывел это видео на проектор – для ребенка это было настоящее чудо, он воскликнул: «Поскакала!» Это и есть эффект от мультипликации. Это одна история.
Другая история. Я участвовал в городской программе «Город, в котором тепло». Организация, в которой я работал, выиграла грант и захотела снять мультики. Мы снимали 20 этюдов за месяц. И на одну из съемок пришел мальчик с расстройством аутического спектра. Я не понимал, как его встроить в рабочий процесс, но видел, что обычные методы работы не подходят. А на следующее утро я узнал от его мамы, что, придя домой он в точности воспроизвел всю информацию о том, как снимать мультфильмы, он все усвоил!
И позже я начал работать с разными детьми с особыми потребностями в семейном формате, были очень успешные примеры. У меня была удивительная семейная история. Девочка, которая ко мне долго ходила, подошла ко мне с простым запросом: «Хочу выиграть Бронзового витязя»* (награда международного детско-юношеского кинофестиваля) Нормальный запрос! И с ней мы прожили весь этот путь от того момента, когда ставится формальная цель, до того, что она пока снимала мультфильм, поняла, что делает это для того, чтобы порадовать бабушку, которая болеет. Она снимала историю своей бабушки, готовила ей этот сюрприз. Была проделана очень серьезная работа – 60 часов напряженного труда, и озвучку она записывала в последний день, под одеялом, чтобы бабушка не услышала – они жили с ней в одной квартире.
— А статуэтку она выиграла?
-Нет, но получилось так, что в тот год награда была всего одна и мы ее не выиграли , но она потом выиграла в конкурсе ТВ-2 и получила приз именно в номинации, посвященной семье.
Почему Вы решили работать именно в некоммерческом секторе и создали АНО?
Есть такая фраза о том, что успешный бизнес там, где ты второй (пояснить). А мне хотелось быть первым. Можно было бы использовать мультипликацию для проведения дней рождения, мастер-классов на коммерческой основе. Но я увидел, что это не мой путь. Перед глазами у меня были успешные примеры некоммерческих организаций. И эта идея оправдала себя. Потом, я всегда делал ставку на то, что у нас будут партнеры — это один из принципов работы студии, и нам, действительно, всегда везло с партнерами.
Какие преимущества дает работа в качестве АНО?
Первое – я понял, что меня интересует социальное воздействие, а не сосредоточенность на прибыли. Второе – доступ к гратам. Мы выигрывали и газпромовские и президентские гранты, была удачная кооперация с крупными партнерами, например, с «Деревенским молочком» мы делали проект на экологическую тему «Подготовишка для малыша Паки» — упаковку же нужо подготавливать. Они чуть-чуть помогали нам с оборудованием и с призами. Затем – когда ты представляешь некоммерческую организацию, проще немного попасть к нужной широкой аудитории, например, в школы.
Насколько важно для Вас сотрудничество с государством?
Нам важно было партнерство с Облкомприродой. Когда твоя сфера применения – любопытство, ты не можешь быть знатоком во всем. Тебе нужны знатоки. В математике, в экологии, в истории, опять же в искусстве. Я понимаю, чем я могу помочь детям, и чем могут помочь другие специалисты.
Говоря о господдержке, в первую очередь, хочется сказать о Фонде президентских грантов. Ключевой момент – это то, как проводится экспертиза, и если ты ее прошел, то ты можешь открывать любые двери. Это как знак качества Опыт работы во время пандемии показал, что победителей президентских грантов приравняли к социальным предпринимателям.
Это всегда игра по правилам. Ты изучаешь эти правила, подаешь заявку, проигрываешь, снова подаешь, но надежда не покидает тебя. И до сих пор та часть, которая касается моих бизнес-проектов не может составить конкуренцию поддержке от грантов. Например, сейчас у нас идет проект «Лаборатория «Следы жизни в цифре», где задействована команда из семи человек, и без поддержки со стороны грантов собрать такую команду было бы невозможно. Именно эта кооперация и ценна для тех, кто идет первым.