Елена Пшеничная более 20 лет работает художником, а сейчас, обучаясь в магистратуре ТГПУ на факультете психологии и специального образования по направлению дефектология, она возглавляет уникальный проект «Мир через прикосновения», который открывает творческие возможности для незрячих детей. Мы встретились с Еленой, чтобы узнать об особенностях методики «рисования внутренним взором» и о том, как искусство помогает детям с нарушениями зрения познавать мир.
— Елена, расскажите, пожалуйста, о проекте «Мир через прикосновения». Как возникла идея обучать рисованию незрячих детей?
— Наш проект «Мир через прикосновения: Творческие занятия для незрячих» реализуется в Томске и направлен на создание инклюзивной творческой среды для детей 7-17 лет с нарушениями зрения. Мы стремимся помочь им преодолеть социальную изоляцию и развить пространственное мышление через адаптированные занятия по рисованию, мультипликации и гончарному делу.
Работая художником много лет, я всегда задумывалась о том, как передать красоту и многообразие мира людям, которые его не видят. В процессе обучения на факультете психологии и специального образования ТГПУ я начала глубже изучать особенности восприятия незрячих детей и поняла, что с помощью правильного методического подхода можно научить их не только понимать, но и создавать визуальные образы.
— Как можно объяснить цвет человеку, который никогда его не видел? В чем особенность вашей методики?
— Это очень интересный вопрос. Основная часть нашей работы как раз включает объяснение цвета. Мы помогаем незрячим детям осознать цвет через форму и ощущения. Удивительно, но иногда незрячие дети даже лучше зрячих понимают, как составлять цвета.
У каждого человека формируется своя сенсорная палитра. Мы создаем для каждого ребенка индивидуальную палитру на основе ассоциативных рядов: связываем цвета с определенной формой, вкусом, запахом и температурными ощущениями. Например, красный может ассоциироваться с круглой формой, теплом, вкусом клубники. Через эти ассоциации дети начинают «видеть» цвета по-своему, внутренним взором.
Наша диагностика показала, что даже у зрячих людей восприятие цвета очень индивидуально, и это открытие позволило нам разработать более эффективный подход к обучению незрячих детей.
— С какими практическими сложностями вы сталкиваетесь при обучении рисованию незрячих детей?
— Рисование с закрытыми глазами требует использования особых приемов. Мы работаем с трафаретами, используем крупные формы для точности пропорций. Рисование должно быть максимально точным и структурированным для незрячих детей.
Мы начинаем занятия с детьми от 10 лет, когда у них уже формируется абстрактное мышление. Это важно, потому что наша методика требует умения воспринимать и создавать абстрактные образы.
Еще одна сложность — это объяснение перспективы. Мы используем рисование для того, чтобы помочь детям осознать, как объекты располагаются в пространстве, какого они размера и как соотносятся друг с другом. Рисование помогает собрать разрозненную информацию в один целостный образ. Например, рисуя пейзаж, мы объясняем, как использовать цвета для передачи перспективы: что находится ближе, а что дальше.
— Какие занятия вы проводите в рамках проекта?
— Наш проект включает разнообразные мероприятия. Мы проводим тематические встречи, где дети тактильно исследуют разные объекты: животных, растения, архитектурные формы. Организуем творческие занятия по рисованию и созданию анимации, где дети учатся передавать свои ощущения и эмоции через искусство.
Особое место занимают выездные мероприятия. Благодаря субсидии Администрации Томской области мы можем организовывать посещение орнитологического центра, мастер-классы по лепке из глины, приготовлению пищи, возим детей в интерактивные музеи, контактный зоопарк. Недавно дети знакомились с традиционной деревянной архитектурой и пекли пироги в русской печи. Все эти мероприятия помогают им накапливать тактильный опыт и формировать более полную картину окружающего мира.
Также мы создаем для детей индивидуальные палитры и записываем аудиоинструкции, чтобы они могли заниматься творчеством дома вместе с родителями.
— Как вы оцениваете результаты проекта? Какое влияние он оказывает на детей?
— Результаты просто потрясающие. Мы видим, как повышается уровень социальной адаптации незрячих детей, улучшается их эмоциональное состояние и самооценка. Рисование дает им опыт осознавания, который очень важен для их развития.
Особую роль играет социализация через обратную связь от зрячих людей. Мы регулярно проводим выставки работ наших юных художников в «Доме искусств» и других площадках города. Посетители оставляют отзывы, которые мы передаем авторам. Такое взаимодействие бесценно для детей — они понимают, что их творчество видят, ценят и понимают.
Наш последний проект — передвижная выставка в школах и библиотеках Томска. Мы показываем не только работы детей, но и артефакты созданных ими мультфильмов. Это помогает повысить осведомленность общества о возможностях незрячих детей и изменить отношение к ним.
— Как партнёрская поддержка помогает вашему проекту?
— Наш проект реализуется благодаря субсидии Администрации Томской области, и эта поддержка поистине неоценима. Она позволяет нам организовывать разнообразные мастер-классы и выездные мероприятия, приобретать необходимые материалы для творчества и проводить выставки.
Административная поддержка также помогает нам привлекать внимание общественности к возможностям творческой реализации для детей с особыми потребностями. Это создает благоприятную среду для интеграции участников нашего проекта в общество.
— Что бы вы хотели сказать тем, кто только узнал о вашем проекте?
— Я хотела бы пригласить всех желающих познакомиться с работами наших юных художников. Приходите на наши выставки в «Доме искусств», участвуйте в мастер-классах, где вы сможете попробовать себя в рисовании «внутренним взором». Это уникальный опыт, который меняет представление о возможностях восприятия.
Мы всегда рады отзывам и новым идеям. Они помогают нам совершенствовать методику и расширять горизонты проекта. Особенно ценны для нас отзывы посетителей выставок — они становятся мостиком между нашими художниками и внешним миром.
И главное, что я хочу донести: отсутствие зрения не является препятствием для творческого самовыражения. Каждый ребенок талантлив, и наша задача — помочь раскрыть этот талант, независимо от физических ограничений.
— Спасибо за интервью, Елена! Желаем вам и вашим подопечным новых творческих успехов и ярких проектов!
— Благодарю за интерес к нашей работе. Приглашаем всех жителей Томска на наши мероприятия и надеемся на ваши отзывы!